разработка сайтов, разработка программного обеспечения (495) 150-80-59

Главная страница / Публикации

Правовая природа услуг по продвижению сайтов (SEO)


При заключении договора на продвижение сайтов мало кто задумывается о правовой природе этих услуг. Ни Заказчик услуги, ни Исполнитель, обычно, не думают над правовой основой договора. А между тем, это существенный момент и от понимания сути услуги зависит многое. В том числе, успех продвижения и взаимоотношения сторон договора. Но как всегда в нашей стране, о правовой стороне вопроса мало кто задумывается, пока не прижмет. Так в чем же особенность договора на продвижение сайта? А они, эти особенности есть и довольно существенные. Давайте возьмем стандартный договор на продвижение сайта и разберем его по частям. Не по словам и пунктам, а по услугам, которые стандартно выполняются оптимизаторами и которые заложены в договоре:

 

Аудит сайта – в разных компаниях аудит сайтов проводится по-разному. Где-то за отдельную плату, где-то входит в комплекс услуг по продвижению.

 

Изменение содержания сайта – в большинстве случаев это часть услуг по продвижению и отдельная плата за эти работы не взимается.

 

Изменение структуры сайта – в большинстве случаев для заказчика эти работы платны. Бесплатными они бывают в двух случаях:

  1. Если разработка сайта и продвижение выполняются одной компанией;
  2. Если изменение структуры оговаривается в договоре на продвижение. Такая необходимость бывает, но если присмотреться пристальней, такие работы все равно включены в стоимость работ по продвижению, даже если об этом и не говорится в договоре. Стоимость таких работ закладывается или в аудит сайта, или в стоимость основных работ по продвижению.

Наращивание ссылочной массы – один из основных, на сегодняшний день, способов продвижения. Чтобы там не говорили «белые» оптимизаторы, без ссылок ни один сайт не продвинешь. Ссылки могут быть покупными, обменными или безвозмездными. От этого суть ссылок не меняется. В любом случае, наращивание ссылочной массы не может быть бесплатным. Даже если оптимизаторы не покупают ссылки на биржах или у вебмастеров, для их получения необходимо время и выполнение определенных мероприятий. А это работа и она должна оплачиваться.

 

Оптимизация сайта – платная услуга, которая входит в стоимость работ по продвижению и включает в себя и изменение структуры, и изменение содержания материалов, размещенных на сайте, и добавление новых материалов.

 

Анализ конкурентной среды – эта услуга редко когда оплачивается отдельно Заказчиком. И большинство Исполнителей редко представляют отчеты об уровне конкуренции в тематике. Только если эта услуга прописана в договоре или в качестве бонуса. Не спешите ругать оптимизаторов. А просто поразмыслите над таким вопросом – по сути, анализ конкурентов – это маркетинговое исследование. А много вы видели бесплатных маркетинговых исследований? И еще – при работе над сайтом, оптимизаторы, хотят они этого или не хотят, вынуждены проводить такие исследования – это часть успеха продвижения. А вот делиться с Вами полученной информацией, формально, если это не оговорено в договоре, они не обязаны.

 

Это основные работы, которые входят в комплекс услуг по продвижению сайта. А теперь давайте посмотрим на эти работы, с точки зрения права, и попробуем их классифицировать.

 

Аудит сайта – типичная консультационная услуга. В этом случае стороны выступают как Заказчик и Исполнитель. Согласно ГК РФ, взаимоотношения сторон в этом случае оформляются договором на  возмездное оказание услуг, и регулируются они положениями статьи 39 Гражданского кодекса РФ. К договорам такого рода относятся и договора на оказание  консультационных услуг. Результатом таких работ является отчет, оформленный по оговоренным в договоре правилам.

Изменение содержания сайта – написание, правка текстовых и графических материалов на сайте – это тоже возмездное оказание услуг. Такие работы можно отнести как к договорам на оказание информационных слуг , так и к договорам подряда.

 

Изменение структуры сайта – это все тоже возмездное оказание слуг, с одной только оговоркой. При выполнении таких работ Исполнителю иногда приходится вносить изменения в структуру сайта, программный код, дополнять существующую систему. Простое изменение структуры сайта, если она не жестко запрограммирована ни на что не влияет, а вот внесение изменений в программную часть, может быть существенным  моментом. Чаще всего, при использовании коммерческих систем управления, Заказчику CMS предоставляется на правах пользования. То есть, Заказчику не передаются исключительные права на систему, со всеми вытекающими последствиями – в том числе, договором на безвозмездное использование CMS может быть запрещено внесение изменений без согласования с разработчиками.

 

Наращивание ссылочной массы или простановка ссылок на сайт Заказчика – это самый интересный, с правовой точки, аспект продвижения. Для начала давайте разберемся с определениями. Есть сайт Заказчика, все права на который принадлежат только ему. Есть Оптимизатор или Исполнитель, который выполняет работы по простановке ссылок на сайт Заказчика. А теперь вопрос, к какому типу услуг можно отнести эти работы? Затрудняетесь ответить? Обычно, над правовой природой этих работ ни кто не задумывается, а зря. Именно из-за того, что стороны не придают вопросу проставления ссылок должного внимания, происходит масса проблем, особенно при расторжении договоров на продвижение. С точки зрения большинства оптимизаторов, простановка ссылок является частью договора на возмездное оказание услуг и по мнению многих, способ расстановки ссылок, фильтры и прочие особенности этой услуги являются ноу-хау и все права на технологию принадлежат именно Исполнителю. С одной стороны это все так, но в результате этих работ мы получаем массу ссылок расположенных на чужих сайтах и ведущих на сайт Заказчика. Если вы спросите Оптимизаторов – являются ли такие ссылки рекламными, то большинство из них ответят, что да, являются. Даже если они таковыми и не будут. А это уже несколько другой оборот дела. При простановке ссылок на сайт появляется третья сторона – владелец сайта, на котором размещается ссылка. Теоретически, оптимизатор выступает посредником между Заказчиком  продвижения и владельцем сайта донора. То есть, в данном случае он работает по поручению Заказчика и за его счет или как агент.   Что из этого следует? Данные работы имеют отличную от обычного договора на возмездное оказание услуг природу. А вот тут самое интересное. Если оптимизатор выступает как агент и вступает во взаимоотношения с владельцев сайта, на котором размещается ссылка, от своего имени, то все права и обязанности возникают у него, а значит при расторжении договора на продвижение, Оптимизатор вправе не передавать ссылочную массу Заказчику. Если же Оптимизатор выступает не от своего имени, а от имени Заказчика (это встречается иногда), то он обязан передать все ссылки Заказчику или в данном случае Принципалу. Ну и что, скажете Вы. Ооо, этот момент очень важен. При резком съеме ссылок есть высокая вероятность санкций со стороны поисковых систем. Если же мы определяем работы по простановке ссылок, как Поручение (а такие работы можно отнести к этому виду сделок), то все права на результаты работ, как и обязанности, возникают исключительно у Поручителя. В этом случае Оптимизатор, выступающий как Поверенный, при расторжении договора, обязан передать всю ссылочную массу Доверителю или Заказчику.

 

Наш совет - внимательно отнеситесь к вопросу наращивания ссылочной массы – от этого может зависеть судьба Вашего сайта, а иногда и судьба компании.

 

Анализ конкурентной среды. Суть этих работ – оказание информационных услуг на возмездной основе. Регулируется статьей 39 ГК РФ. Тут все просто – если хотите получать результаты анализа конкурентной среды, оговаривайте такие услуги в договоре и согласовывайте периодичность, форму и объем такого отчета.

 

Как видите, не все так просто с договорами на продвижение сайтов. По-сути, вы заключаете не один договор, а несколько и разных договоров и лучше, во избежание проблем, оговорить все аспекты продвижения и согласовать все приложения к договору заранее, «чтобы не было потом мучительно больно……».

Мы продолжим публикацию статей о правовой природе IT услуг. Так что, продолжение следует.





Готовые решения Наши услуги Компания


При использовании или копировании материалов ссылка обязательна
+7 495 150-80-59
Россия, Москва, Щербаковская улица, д.53
E-mail:

Как к нам добраться
Обратная связь