разработка сайтов, разработка программного обеспечения (495) 150-80-59

Главная страница / Публикации

Автоматические системы управления – проблемы внедрения. Часть вторая


Как мы и обещали, продолжаем тему разработки и внедрения автоматических систем управления. Под АСУП мы понимаемконтроль и учет на предприятиипрограммные комплексы, которые служат для управления производственными и бизнес процессами в организациях. В зависимости от профиля компании, АСУП может выполнять самые различные функции – от управления производством товаров, до управления отдельными операциями. Мы разрабатывали различные программы такого типа, но основная специализация нашей компании – это разработка систем управления товарными потоками и комплексные программы управления деятельностью компаний. Среди наших разработок есть системы управления клиентскими отношениями и базами (CRM), программы управления и учета деятельности финансовых компаний, логистических фирм, торговых и производственных компаний. То есть, опыт у нас большой – уже 10 лет разрабатываем ПО. Всякое бывало, но хочется остановиться на одной проблеме. Довольно часто мы встречаемся с такой ситуацией, как саботаж внедрения таких систем.

Учет и контроль – это основа успешной работы компании и любой владелец компании или ее руководитель хочет контролировать все процессы. Это актуально и для крупного, и для малого или среднего бизнеса. Вот это желание часто наталкивается на сопротивление персонала. Причин может быть много, но выделим несколько основных:

  1. Лень и привычка работать по старинке;
  2. Воровство. Контроль и нормальный учет может перекрыть все возможности воровства в компании;
  3. Низкая квалификация, о чем мы говорили в предыдущей статье;
  4. Боязнь увольнения. Не секрет, что внедрение современных систем управления позволяет освободить часть работников компании. Операции, выполнение которых требовало участия нескольких сотрудников, при внедрении АСУП выполняются меньшим числом работников.

Вообще, стоит отметить, что внедрение АСУП позволяет сократить персонал как минимум на 30%. Это из нашего опыта.

Но вернемся к причинам сопротивления внедрению программ управления. Лень и низкая квалификация – это понятно, боязнь увольнения – это естественно. Остановимся на воровстве.

 

Очень показательный пример:

 

В конце 90-х годов на одном крупном производственном предприятии решили внедрить систему управления складами. Эта система должна была объединить все склады – цеховые, склады готовой продукции и склады управления снабжения и комплектации. Сетевая версия программы позволяла высшему руководству предприятия контролировать работу складов в режиме реального времени. Система отчетов интегрированная в систему, поставляла данные в простом и понятном виде и директору по экономике, и генеральному директору. Как Вы понимаете, картина оказалась не то чтобы жуткая, но очень показательная. Поясню, о чем идет речь:

складские программыПредприятие покупает трубы для производства продукции, которые закупаются по весу. Труба поступает на склад и приходуется. Выдача трубы в производство происходит по погонным метрам. На складе происходил пересчет по допускам. Что такое допуски? Все очень просто. Завод производит трубу по ГОСТу. По этому ГОСТу допускается отклонение в толщине стенки приблизительно 10 %. Что это значит? А это значит, что в тонне трубы может быть метров больше или меньше на эти самые 10%. Не понятно? Тогда вот такой пример:

Труба 40х40 с толщиной стенки 2 мм – Вес одного метра такой трубы 2,33 кг, а в тонне 429,2 метров. Если предположить, что отклонение в толщине стенки 5 % в плюс, то отпускается не 429 метров, а 400. 29 метров повисли. Эти самые 29 метров идут в чистый доход. Вопрос, а кому?

Руководство решило провести проверку. Вагон поступил и практически с колес пошел в цеха. Все это происходило в присутствии руководства и во внутренних накладных указывался и вес отпускаемых материалов и метраж, все фиксировалось в программе. Оказалось, что труба поставлялась с отклонением по толщине стенки не в плюс, а в минус. То есть, метров то было больше расчетных. И деваться кладовщикам было не куда. Весы то тоже были завязаны в систему. Расследование, проведенное совместно с поставщиками продукции, показало, что на завод поставлялись трубы исключительно с отрицательным отклонением в толщине стенки.

Снабженцы, такие снабженцы…….

 

программа складского учетаНо это оказалось еще не все. Переоценка. Мы знаем, что это такое. Готовая продукция поступает на склад готовой продукции по одной цене и приходуется на складе. Через неделю поступает новая партия и приходуется по другой цене. Отпуск на сторону должен был происходить по текущим ценам. Это в идеале, а на деле все происходило несколько иначе. Для особо приближенных покупателей товары отпускались по старым ценам, по которым они поступали на склад. Все было законно и не особо заметно. Бухгалтерии было лень проводить переоценку (наверное это была только лень, хотя….), тем более, что запчасти (а речь идет именно о них) были в дефиците и оборот был ускоренным. Пока программа не была внедрена, все было спокойно и чинно. Разница делилась между представителем покупателя и работниками предприятия. Тогда дефицитные детали продавались почти исключительно за наличку. После внедрения программы, картина прояснилась и оказалось, что в сумме эта вилка была очень существенна.

Как Вы понимаете, перспектива перемен замаячила и просто нависла над целым кланом работников предприятия – снабженцы, кладовщики, цеховые работники и бухгалтерия. Всех их ждало если и не увольнение, то значительное снижение доходов. Вот угадайте, что происходило дальше? Да, да – программа ломалась, файлы удалялись, постоянно что-то сбоило. Надо отдать должное работникам АСУ и специалисту, занимающимся внедрением программы от производителя ПО – все быстро поправлялось и продолжало работать. Апогеем этой истории была пропажа 5 компьютеров вместе с электронными весами на 2 складах.

Вам смешно? Это реально было смешно – классическое преступление в закрытой комнате, то есть на складе. Как могло пропасть оборудование, если оно не выносилось, не вывозилось за пределы складов? Ларчик открывался просто – расследование, проведенное СБ предприятия выяснило, что неустановленные личности под покровом ночи закопали компы вместе с весами просто в углу склада. По предположению кладовщиков, кто-то пробрался на склад и закопал все это, чтобы насолить бедным и несчастным работникам складского хозяйства.

Вот такие бывают истории.

Таких историй было множество. Вариаций много, но смысл всегда только один. Внедрение программ управления может затронуть интересы многих работников и чтобы все заработало, нужно желание руководителя и настойчивость, чтобы заставить всех принять изменения. Кстати, есть примеры, когда побеждали работники и программы, проработав несколько недель или месяцев, благополучно удалялись и о них забывали. Забывали, пока жареный петух не клевал руководителя в мягкое место и ситуация не становилась критической.

В этой статье мы не агитируем за внедрение программ управления, не пугаем, а просто приводим пример саботажа, но хочется обратить Ваше внимание на следующий момент. Конфликт интересов в нашем примере очень показателен. Столкнулись два интереса -  личное обогащение отдельных сотрудников предприятия и нормальное функционирование предприятия. Руководитель, извиняемся за пафос, несет ответственность за всю компанию, которая дает работу не только всякому жулью, но и нормальным сотрудникам. Вот эти сотрудники могут стать помощниками при внедрении программы. Нужно попытаться объяснить всем, какие плюсы они получат от ее внедрения. Цель же не просто сокращение персонала, а модернизация и повышение эффективности, а значит и увеличение доходов. Мы говорим вот о чем -  чтобы люди были заинтересованы в программе их надо убедить в том, что она нужна именно им и это не прихоть руководителя, а необходимость.

Психология, однако. Вот о психологических аспектах внедрения ПО мы и расскажем в следующей статье.





Готовые решения Наши услуги Компания


При использовании или копировании материалов ссылка обязательна
+7 495 150-80-59
Россия, Москва, Щербаковская улица, д.53
E-mail:

Как к нам добраться
Обратная связь